Бывали ли случаи уменьшения гемангиом и полного излечения?

У моего сына (11 месяцев) глубокая подкожная кавернозная гемангиома височной области. Определили по УЗИ. Внешне кожа не изменена, имеется только припухлость в области виска.По Узи также видно, что это смешанная опухоль, так как в ней еще имеются и лимфатические сосуды , но их гораздо меньше. Заметили эту припухлость в 3,5 месяца, наблюдали. До 8 месяцев опухоль увеличивалась в размерах. А с 8 до 11 месяцев практически не изменилась (только увеличилась на 3 мм). Врачи сначала хотели оперировать, но сейчас после последнего УЗИ решили понаблюдать еще и сказали приходить на консультацию только через 3 месяца. У меня основной вопрос такой: могут ли подкожные кавернозные гемангиомы самостоятельно рассасываться с годами, как это происходит с капиллярными гемангиомами? Бывали ли случаи уменьшения таких гемангиом и полного излечения? И еще вопрос: какую тактику лечения сейчас лучше выбрать? И может ли такая опухоль после стабилизации опять начать расти?
8,114 просмотров
Вопрос от аноним

3 Ответы

Подавляющее большинство гемангиом подвергаются естественному рассасыванию. Деление гемангиом на кавернозные и капиллярные очень условное (капиллярные гемангиомы расположены над кожей, кавернозные – под кожей). Строение и клиническое течение капиллярных и кавернозных гемангиом мало отличается, поэтому зарубежные врачи вообще не делят гемангиомы на капиллярные, кавернозные или комбинированные, чтобы не осложнять себе жизнь)). Как уже было сказано выше, большинство (99%) гемангиом со временем уменьшаются, этот процесс длительный и в среднем занимает около 6 лет (у врачей в США существует такое правило: 70% гемангиом полностью проходят к 7 годам без лечения). В результате инволюции гемангиомы происходит снижение кровотока в опухолевых сосудах, которые со временем замещаются рубцовой тканью. Вы может смело довериться врачам, которые не стали оперировать гемангиому у Вашего ребенка в 11 месяцев, а предложили динамическое наблюдение, которое следует продолжать минимум до 6-7 лет! Случаи повторного роста гемангиом в современной литературе не описаны.
Ответ от Игорь Васильев Онколог, пластический хирург, кандидат медицинских наук, Центра пластической и эстетической хирургии «ПЛАСТЭС»
Я не могу согласиться с моим коллегой Васильевым Игорем Сергеевичем, т.к. капиллярные и кавернозные гемангиомы абсолютно разные образования и по строению и по генезу. Часто доктора кавернозными гемангиомами называют ангиодисплазии, которые являются пороком развития сосудов, но никак не сосудистыми опухолями. Ангиодисплазии практически никогда самостоятельно не исчезают. Судя по Вашему описанию, у Вашего ребенка, вероятнее всего, кавернозная ангиодисплазия. Тактика лечения таких образований зависит от очень многих факторов. Но скорее всего, вопрос будет стоять о хирургическом лечении. Когда и в каком объеме его проводить, надо решать, имея не только результаты УЗИ. Лечением этой патологии занимаются сосудистые хирурги. Что касается продолжения роста образования после стабилизации, оно может быть и не всегда это удается сразу увидеть. Не так давно ко мне обратилась молодая девушка, у которой была небольшая гемангиома на верхней губе с переходом на небо. Самонадеянные доктора посоветовали родителям ничего не делать - "гемангиома маленькая, не растет, да и не видно ее". К 20-ти годам гемангиома проросла в верхнюю челюсть, Гаймерову пазуху. При этом произошло разрушение костей лицевого скелета, стали выпадать зубы. То, что можно было в детстве легко убрать, но не убрали, в будущем привело к огромным проблемам. Что Вам делать - решать только Вам.
Ответ от Михаил Житный Кандидат медицинских наук, сосудистый хирург, пластический хирург, член Российского общества ангиологов и сосудистых хирургов, член ассоциации флебологов России.
Прежде всего необходимо учесть, что консультация в интернете не может заменить полноценного медицинского обследования и динамического наблюдения врача.
В сложившейся ситуации самым важным этапом является проведение дифференциальной диагностики между гемангиомой и сосудистой мальформацией, от которой зависит выбор правильной лечебной тактики. Описанный Вами анамнез болезни: заметили припухлость в 3,5 месяца; до 8 месяцев опухоль увеличивалась в размерах; а с 8 до 11 месяцев практически не изменилась (только увеличилась на 3 мм), по нашему мнению, больше укладывается в классический вариант течения гемангиомы: опухоль обнаружена после рождения, имел место период роста опухоли, и сейчас размеры стабилизировались. В отличие от гемангиом сосудистые мальформации, как врожденные пороки развития сосудов, появляются с рождения и чаще всего увеличиваются пропорционально росту ребенка (очень медленно). Однако локализация новообразования у вашего сына глубоко в мягких тканях затрудняет изначальную оценку размеров патологического процесса и не исключает наличие сосудистой мальформации. Существуют хорошие лабораторные тесты, с помощью которых можно выявить гемангиому, однако указанный метод диагностики применим только в фазу роста опухоли. Учитывая различное клиническое течение гемангиом и сосудистых мальформаций, динамическое наблюдение в данном случае можно применить в качестве метода дифференциальной диагностики. Инволюция гемангиом протекает в среднем с одного года жизни ребенка и длится около 6 лет. Наблюдаясь у Ваших врачей, с регулярным УЗИ контролем можно проводить оценку изменений объема новообразования.
Что касается клинического случая, описанного доктором Михаилом Валерьевичем Житным– это крайний вариант, который не может доказывать обоснованность хирургического лечения всех видов аномалий развития сосудов. В данной ситуации отсутствовало динамическое наблюдение и я согласен с коллегой, что лечение необходимо было провести гораздо раньше. Однако у нас имеются и противоположные клинические наблюдения, когда неоправданное агрессивное лечение гемангиом у детей в раннем возрасте приводило впоследствии к серьезным эстетическим дефектам, коррекция которых требовала проведения сложных пластических и реконструктивных операций.
Согласен с коллегой в том, что до настоящего момента одним из основных препятствий для развития области медицины, занимающейся изучением аномалий развития сосудов, является путаница в терминологии. Дело в том, что действительно чаще всего доктора путают гемангиомы и ангиодисплазии (сосудистые мальформации), хотя их биологическая классификация была предложена еще в 1982 году (Mulliken JB, Glowacki J. Hemangiomas and vascular malformations in infants and children: A classification based on endothelial characteristics. Plast Reconstr Surg. 1982;69:412–422.). Если говорить о гемангиомах – то это эндотелиальные доброкачественные сосудистые опухоли и их строение мало зависит от того расположена ли опухоль на коже или под кожей. Подразделение гемангиом на кавернозные и капиллярные (классификация С.Д. Терновского, 1959) на практике приводит к путанице, поскольку у врача кавернозная гемангиома часто ассоциируется с сосудистой мальформацией, что влечет за собой выбор ошибочной лечебной тактики.
Ответ от Игорь Васильев Онколог, пластический хирург, кандидат медицинских наук, Центра пластической и эстетической хирургии «ПЛАСТЭС»